вторник, 12 мая 2015 г.

Прогулка по Новой Риге

Что хочется сказать в первую очередь - Рига, это не только Старый Город! Главных ответов на вопрос “Что посмотреть в Риге за один день?” три: Тихий центр (он же Новая Рига), исторический центр и Старая Рига. Начнем в этот раз с Новой Риги.
image
Хотя самым знаменитым является Старая Рига (Вецрига), начали свою пешеходную прогулку с Новой Риги. 
На карте Новая Рига обозначена синим цветом, зеленым - исторический центр, красным - Старая Рига, занесенная в список ЮНЕСКО. 
image
Название “Тихий центр” говорит само за себя. Второе его неофициальное название  - "посольский район” - не менее красноречиво: официальные представительства других стран устраивают как правило в самых благополучных и фешенебельных кварталах, бродить по которым само удовольствие.
В Риге это удовольствие даже можно точно вербализировать: югендштиль, он же модерн, он же арт-нуво, Тихий центр даже называют “заповедником модерна”. Самыми красивыми, на мой взгляд, являются улицы Альберта (Alberta iela), Елизаветы (Elizabetes iela) и Антония (Antonijas iela). Следующие фотографии Новой Риги сделаны именно на них. Отрезки этих улиц с самыми интересными домами Риги в стиле арт-нуво обозначены зеленым на карте: 
image
По карте видно, почему именно мы начали с Новой Риги (ну предпочтений личного характера ;). Видите кораблик на карте? Это порт, в который прибывают паромы из Стокгольма, от него всего десять минут - и вы в рижском Тихом центре. 
Описывая модерн вообще и его рижский вариант в частности очень кратко - это роскошное направление почти во всех видах искусства, начиная от архитектуры и до дизайна одежды, вдохновенный природой и японским искусством, воспевающее красоту плавных линий, текучесть, природу и иже с ними. Главное для югенда - отбрасывание все старого и неудобного, максимальная декоративность всех рабочих элементов, минимум прямых углов а стремление к природной скруглености - потому-то балконы и даже окна в югендстиле часто овальные. 
Вот в этом доме центральные окна на каждом этаже уникальной формы.
image
А на крыше - львы с задранными хвостами ;)
image
История развития арт-нуво в Риге достаточно необычна и свидетельсвтует о том, как важно грамотное управление городом: с 1897 по 1913 мэр Риги, англичанин George Armitstead, ввел запрет на строительство типовых домов. А значит, заказчикам пришлось волей-не-волей оплачивать все творческие фантазии архитекторов, и последние тут разгулялись, вовсю украшая здания мелкими деталями, так радующими глаз.
Чемпионом по деталям можно заслужено считать отца российского режиссера Сергея Эйзенштейна Михаила Эйзенштейна. Примером служит дом по адресу Elizabetes iela 10b. 
image
image
Помимо очевидных маскаронов фасад украшен массой деталей, складывающихся в причудливые мордочки. Считается что проект был позаимствован Эйзенштейном у немцев Георга Виншмана и Ганса Косела из сборника рисунков фасадов. 
image
image
image
Именно обилие деталей, отличающее рижский модерн от остальных направлений югендстиля, послужило причиной общественных протестов против именно этого направления в архитектуре. История развития арт-нуво началась с индустриально-ремесленной выставки на Эспланаде в 1901 года, которая стала стилистическим скандалом с благопристойной Риге. 40 павильонов в стиле арт-нуво стали разрывом шаблона, а обилие декора вызвало отторжение и крики о плохом вкусе. В газетах тут же появилась громкая критика архитекторов, осмелившихся  работать в таком вызывающем и подрывающем моральные устои направлении. Короче, как и все новое арт-нуво вызвал вопли про времена и нравы, и, как все новое, семимильными шагами начал покорять рижские улицы.
Вот как выглядит улица посольств сплошь в стиле арт-нуво под дождем:
image
image
Конечно, для такого раздолья требуется экономическая подоплека, и она тоже была: в конце XIX века Рига стала одним из главных портов Балтийского моря, деньги в город практически текли рекой, население и его возможности постоянно увеличивались, а новые технологии позволяли создавать доселе недоступные архитектурные новшества. Правда, с революцией 1914 года этому расцвету пришел конец. В память о “золотом периоде рижского арт-нуво” остались фасады домов.
Вот еще пара красивых рижских домов. 
image
image
image
На соседней Antonijas iela стоит знаменитый дом с драконами. 
image
image
Прямо напротив дома с драконами чуть более скромное но не менее интересное здание. 
image
Пышнее всего оформлена Alberta iela. Практически каждый дом на ней - произведение искусства. Вот еще одно из произведений Эйзенштейна: 
Перед ним стоят сфинксы:
Эмоциональные нотки в оформление домов вносят маскароны - маски людей с разными выражениями. 13 угловой дом по улице Альберта, еще одна работа Эйзенштейна, пример тому. 
Согласно одной из городских легенд вдохновением для архитектора послужили трагические новости из русско-японской войны, что буквально в прямом смысле видно по лицам:
К сожалению, не все дома в хорошем состоянии. Честно говоря, такого отвратного вида по соседству с центром города и в сердце посольского квартала я не видела давно. 
Многие дома в большей или меньшей степени окутаны строительными лесами. А вот этот экземпляр позднего арт-нуво - национал-романтизма - в плачевном состоянии. 
А какие детали пропадают…
А в подъезде дома с очаровательными сплетничающими маскаронами скрывалась небольшая колония беспризорных котов. 
Вот такие вот очаровательный котейки: 
Ещё одно нетривиальное здание:
И если уж вы сюда добрались, советую зайти в музей Югендстиля, или хотя бы в подъезд, где этот музей расположен.
image
Внутрь музея мы не попали, но парадное тут действительно парадное ;)
image
И на десерт - волшебная лестница, которую вы уже видели на заглавном фото!
image

Комментариев нет:

Отправить комментарий